Массовое строительство рыболовных судов на первом этапе инвестиционных квот подтвердило выводы, которые делали эксперты задолго до начала их строительства о том, что в технически сложных областях техники, рыночные принципы – условно говоря: «Если заказчиками судов будут их пользователи, то построенные суда будут непременно современными» - не работают. Не помогли создать современный российский рыболовный флот и зарубежные проектанты, на которых полагались наши рыбаки и которым, под выдуманным предлогом отсутствия проектов и проектантов в России, доверили строить все свои суда.
И если некоторые из зарубежных проектантов и не могли создать ничего конкурентоспособного, поскольку не имели профессиональных компетенций и по этой причине никогда не были востребованы на западном рынке и лишь на нашем рынке, очаровав наших рыбаков, сорвали «джекпот», получив невиданные в своей истории заказы, взявшись за проекты судов, которые они никогда не делали, то ответа на вопрос, почему высококонкурентоспособные проекты не предложили квалифицированные и востребованные на западном рынке норвежские проектанты – нет.
Какие не были предположения относительно причин этого, фактом является то, что строящиеся рыболовные суда для Дальнего Востока существенно уступают существующим уже тридцать лет аналогам, а некоторые являются копиями судов спроектированных более 60 лет назад. Возникает закономерный вопрос: для чего нужны такие «новые» иностранные проекты?
Что нас отличает от этих зарубежных проектантов?
Во-первых, определяющей целью для нас является создание проектов, которые на данный момент по промысловым, производственным показателям, общепроектным и техническим характеристикам превосходит все, что уже сделано до этого на заданном объекте промысла и определенных объемах квот. Иначе для чего делать новый проект? Никто из зарубежных проектантов такой цели никогда не ставит. Однако для того, чтобы спроектировать подобное наиболее экономически эффективное с минимальными сроками окупаемости рыболовное судно необходимо выполнить значительный объем предпроектных исследований (чего зарубежные проектанты тоже никогда не делают) иметь базовые знания, соответствующий опыт, длительное время аккумулировать компетенции, иметь возможность детального анализа лучших проектов мирового рыболовства, изучать зарубежные «ноу-хау» и генерировать собственные.
Во-вторых, в отличии от зарубежных проектантов, мы знаем особенности наших дальневосточных объектов промысла и все тонкости промысла, начиная с важности работы во льдах, обеспечения высоких темпов перегруза в море и других подобных, которых более нигде не встречаются. В самом деле, откуда знать, например, норвежским или исландским проектантам особенности промысла минтая? Во-первых, он у них не ловится, а американский промысел существенно отличается от нашего, причем как со стороны производства (то есть практикующих рыбаков), так и со стороны необходимой проектантам.
Именно поэтому мы длительное время выполняли совместные проекты с ведущими мировыми проектантами, о чем у нас едва ли кто-то слышал.
Именно наши аккумулированные профессиональные компетенции позволили нам почти 15 лет назад совместно с ведущими мировыми проектантами спроектировать наиболее производительные траулеры-процессоры мирового пелагического флота (см. фото ниже из норвежских СМИ того времени), образец будущего поколения самых производительных рыболовных судов в отношении наиболее бережного и эффективного использования биоресурсов еще в те времена, когда о строительстве современного флота у нас никто даже не задумывался.
Уважаемые рыбаки, сегодня, когда у Вас вероятно прошло очарование от зарубежных проектантов и надеемся, что пришло понимание, что они не создадут Вам суперэффективные суда, поскольку у них другие цели, мы надеемся на Ваше внимание.
Мы уже спроектировали ряд наиболее эффективных и безопасных судов для промысла Дальневосточных биоресурсов и готовы продолжить работу по проектированию наиболее передового в мире рыболовного флота.
Не волнуйтесь! Наши проекты основаны на анализе мирового опыта в области морского рыболовства тех или иных биоресурсов, новых технологиях, новых решениях, а также на детальном изучении и анализе работы лучших образцов, как наших экс-советских рыболовных судов, так и лучших образцов зарубежного флота.
Что касается, использования запатентованной нами формы корпуса DolphinBow® (Нос дельфина) на рыболовных судах, то помимо улучшения мореходных качеств и экономии топлива, патент обеспечивает ряд преимуществ, важных для производительности определенного типа судов.
Например, для траулеров-процессоров, которые существенную часть промыслового времени осуществляют траления зачастую в сложных погодных условиях важен эффект значительного увеличения скорости траления против волны, которое обеспечивает наш патент. Поскольку не только наши БАТМы, но и МРТК типа «Сотрудничество» испытывают проблемы при тралении против волны.
Для специализированных траулеров-процессоров для промысла минтая и сельди, имеющих на борту огромные по мощности фабрики по переработке до 800-900т сырья в сутки и соответственно экипажи до 170 человек, крайне важное значение имеет улучшение параметров продольной качки, что обеспечивает не только комфорт отдыха и безопасность работы экипажа (с учетом работы траловой команды на открытой палубе), но и высокую производительность технологического комплекса (фабрики) при развитом волнении, поскольку при умеренных ускорениях качки отсутствуют симптомы «морской болезни», что обеспечивает рост производительность труда по зарубежным данным в 2 раза.
Также крайне важным для этой группы судов на промысле зимнего охотоморского минтая является обеспечение повышенной ледопроходимости за счет «ледового» бульба (см. раздел «Наши патенты»).
А, например, для судов-краболовов для перевозки живого краба использование формы корпуса DolphinBow® (Нос дельфина) влияет на производственные показатели по другой причине. Для этого типа судна прежде всего существенное значение имеют меньшие ускорения при качке на волнении, которые являются одним из определяющих факторов жизнеспособности перевозимого живого краба.
По данным испытаний ВНИРО и ТИНРО качка, помимо физического воздействия на перевозимый краб, угнетает его рефлекторные реакции. Взаимное суммирование этих двух факторов приводит к тому, что при качке судна первоначальное постепенное снижение жизнеспособности краба в определённый момент времени сменяется резким увеличением смертности в десятки раз. Отходы краба увеличится с приемлемых 1-5% до чрезмерных 27%. Причем такое неблагоприятное воздействие качки наиболее выражено как при очень низкой плотности посадки краба (до 100кг/м3), так и при очень высокой плотности (более 320кг/м3). Поэтому использование решения с отрицательным углом наклона форштевнем, которое гарантированно уменьшают ускорения продольной качки является крайне важным, а возможно и определяющим для этого типа судов.
Таким образом использование запатентованных российских решений на рыболовных судах, помимо улучшения мореходных качеств, экономии топлива и обеспечения безопасности судна и экипажа, существенно повышает показатели их производственной деятельности. По экспертной оценке, не менее чем на 12-18%, на некоторых типах рыбопромысловых судов до 25%. Принимая во внимание, что годовой объем производства, как современного крупнотоннажного траулера для промысла минтая, так и современного краболова-живовоза может превышать 50млн.дол.США, речь идет о росте эффективности на судно до миллиарда руб./год.